«Пропедевтика инженерного образования посредством включения в образовательное пространство начальной школы ресурсов системы «Сuboro»

| 387 Время чтения:
Важный момент в работе с Сuboro – осознание, переосмысление своей деятельности в виде описания построенной системы с использованием специальной терминологии.

Социально-экономические основы нашего общества, в первую очередь, зависят от уровня профессиональной компетентности граждан. Современные условия рыночной экономики требуют от сферы образования главенства таких характеристик образовательных услуг как качество, эффективность и конкурентоспособность. Считаем, что формирование конкурентоспособного человека – одна из главных целей образования нашей школы. Наступило время, когда выпускник должен быть мобильным профессионально, осваивать новые профессии и технологии. И именно осознанное получение технологической компетентности, сформированность экономически эффективного поведения на рынке труда обеспечит молодому человеку наличие достойного социального статуса. Действуя в рамках обозначенного направления, мы используем актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и системно-деятельностный. В соответствии с программой развития, разработанной на период 2019-2023 г.г., школа выстроила свою систему профильного образования, в рамках которой инженерное образование является приоритетным направлением. Именно по этой причине школа № 82 осознанно реализует подготовку школьников младшего и среднего звена к получению в дальнейшем инженерных компетенций. Наше глубокое убеждение - инженерное образование должно начинаться с самых маленьких – с классов начальной школы.

В распоряжении современного педагога имеется великое множество средств для достижения своих целей. А что поможет растить будущих инженеров? Развитие интеллектуальных способностей, логики и креативности мышления, пространственного воображения, обучение основам моделирования и конструирования, ещё и получение навыков работы в команде – всему этому способствует внедрение в процесс урочной и внеурочной деятельности образовательной технологии Куборо.

Что значит Куборо? Конечно, как можно понять из звучания самого наименования, конструктор Куборо имеет в основе своей Куб. если обратиться к истории вопроса, то, как многим известно, конструктор Сuboro был разработан Маттиасом Эттером в Берне в 1976 г. для детей с особенностями в развитии как образовательная игра. Тогда Сuboro был трехмерным пазлом из кубиков с желобами и тоннелями. Если дети составляли кубики верно, то шарик продвигался по выстроенному лабиринту. Дети выполняли задания, пробуя и ошибаясь, размышляя логически, моделируя, запоминая последовательность. Со временем Маттиас Эттер усовершенствовал конструктор. Если в начале своего восхождения Сuboro имел в наличии всего 12 кубиков, то в настоящий период их уже 82 и существуют десятки кубиков cugolino (полностью совместимых с cuboro).

Cuboro набрал популярность и перестал быть обычной игрой. Сегодня эта интеллектуальная игра пригодна и для соревнований, и для обучения, и для лечения, и для развития.

В современном мире конструирование интересует многих. Освоение основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности предусмотрено новыми федеральными государственными образовательными стандартами, и это одна из причин всё возрастающей востребованности конструктора Cuboro.

Но как можно эффективно внедрить конструкторы в образовательный процесс обычной школы?

Книга «Cuboro – думай креативно» включает в себя и комплект карточек с заданиями, на которых изображены лабиринты. Дети получают проблемную задачу: эти лабиринты построить.

Сборка модели предусматривает проговаривание детьми своих действий, систематическое испытание модели для проверки правильности выбранного пути. При неверном построении лабиринта дети находят и исправляют ошибки, добиваясь результата. Такая деятельность как ни что иное позволяет непринуждённо учить детей видеть, анализировать, контролировать себя, быть предельно внимательными. Одним из самых интересных моментов после того, как цель достигнута, является запуск шариков в построенный лабиринт, что, как правило, сопровождается видеосъемкой. Как вы считаете, поделятся ли дети своими успехами с родителями и сверстниками, выложат ли они свои результаты в социальные сети? Это случится обязательно! Не это ли успешный задел тех самых личностных результатов, на которые направлен ФГОС НОО: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Большие возможности система Сuboro открывает для развития коммуникативности, так как детям, работая в группах, приходится договариваться и взаимодействовать. Это и опыт первых публичных выступлений, так как свои проекты нужно презентовать перед друзьями. Это и первый педагогический опыт, потому что необходимо передать знания тем, кто работает с Сuboro впервые.

Важный момент в работе с Сuboro – осознание, переосмысление своей деятельности в виде описания построенной системы с использованием специальной терминологии. Этому помогают карточки c заданиями, опираясь на которые дети формулируют свою речь.

Поскольку я являюсь учителем начальных классов, классным руководителем первого класса, то этот класс под моим руководством уже знаком с конструктором. Каждый ребенок в классе может рассказать о Сuboro и показать для чего он нужен именно ему, что интересного может дать процесс создания различных моделей из кубиков. В настоящее время я внедрила конструктор Сuboro в самые обычные уроки русского языка, литературы, математики. В учебном процессе использовать конструктор очень просто, а, самое главное, интересно, причём, как обучающимся, так и педагогу. На уроках математики – это применение его для счета предметов в модели, при умножении, при составлении карточки-отчета, а также для развития пространственного мышления, особенно, когда ребенок является кинестетиком и ему проще понять геометрический замысел задачи через создание модели. Дополнение каких-либо недостающих элементов может служить игровым элементом для изучения новой темы, чтобы обучающиеся могли обозначить тему и цели самостоятельно, без помощи учителя.

Уроки русского языка также можно дополнить использованием Сuboro, например, разнообразить словарный диктант метапредметным заданием, в котором ученики будут составлять слова из кубиков с желобами; создание верной модели, задуманной заранее учителем, с кубиками, на которых написаны части целого предложения, помогут обозначить проблему или тему занятия.

Таких примеров может быть много. В качестве иллюстрации сказанного хочу предложить фрагмент учебного занятия по математике на тему: «Знакомство с «открытыми» задачами» (Таблица № 1)

Таблица № 1

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Реализация построенного проекта.

Объясняет задание:

- На столе лежат кубики из конструктора «Куборо». Сколько кубиков в распоряжении первого варианта?

- А у второго варианта?

- Как вы думаете, что это может обозначать?

- Как нужно работать в парах?

- Что нужно делать, в случае, когда что-то не получается,?

- Верно. Соберите из вашего конструктора модель, представленную на слайде. У вас две минуты.

- Одинаковые или разные модели получились?

- Почему?

- Молодцы! А теперь запишите в тетради сумму чисел ваших изначальных элементов конструктора, чтобы получить общее количество кубиков.

- Какие получились равенства?

Организует анализ:

- Сколько ответов было в каждой из этих задач?

- Запишите это в таблицу.

- Сколько было путей решения?

- Запишите это в таблицу.

- Каким было условие?

- Запишите это в таблицу.

Объясняет задание:

- А теперь соберите любую модель из ваших кубиков, можно использовать дополнительные кубики, которые я вам сейчас выдала. У вас все также две минуты.

- Модели получили одинаковыми или разными? Почему?

- Верно! А теперь запишите в тетради сумму чисел ваших изначальных элементов конструктора, чтобы получить общее количество кубиков.

- Какие получились равенства?

Отвечают на вопрос:

- У первого варианта 3 кубика.

- У второго варианта 4 кубика.

- Мы будем собирать конструктор в парах.

Объясняют правила работы в парах.

- Нужно позвать учителя на помощь.

Собирают модель из конструктора «Куборо» за 2 минуты.

- Одинаковые.

- Было четкое условие и единый набор кубиков.

Записывают в тетради пример и вычисляют его (кубики 1 вариант + кубики 2 вариант = ответ)

- Одно равенство: 3+4=7

Анализируют:

- Один ответ.

Записывают.

- Один.

Записывают.

- Условие было четким.

Записывают.

Собирают модели из кубиков.

- Модели получились разными, потому что было нечеткое условие.

Записывают в тетради пример и вычисляют его (кубики 1 вариант + кубики 2 вариант = ответ)

Называют равенства (их множество).

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организует анализ:

- Сколько ответов было в каждой из этих задач?

- Запишите знак бесконечности в таблицу.

- Сколько было путей решения?

- Запишите знак бесконечности в таблицу.

- Условие было каким?

- Запишите это в таблицу.

- А сейчас очень быстро восстановим нашу таблицу, следуя той, что мы уже записали. У вас есть карточки с различными словами. Вы должны прикрепить на доску их правильно.

Анализируют:

- Один и множество.

Записывают.

- Один и множество.

Записывают.

- Условия были разными: 1-четким, 2 - нечетким.

Записывают.

Восстанавливают таблицу признаков «закрытой» и «открытой» задач.

В данном фрагменте обучающиеся, знакомясь с признаками «закрытой» и «открытой» задачи, использовали в качестве помощника конструктор Cuboro, они составляли сравнительную таблицу (Таблица № 2), заполняя недостающие данные (отмечены курсивом).

Таблица № 2

«Закрытая» задача

Критерии сравнения

«Открытая» задача

четкое

условие

размытое

один

путь(и) решения

множество

один

ответ

множество

В школе № 82 реализуется и внеурочный курс Cuboro, разработана разноуровневая программа, в рамках которой прописан как базовый уровень достижения планируемых результатов, так и повышенный уровень с выходом на конкурсы, соревнования. Внеурочный курс осуществляется на двух уровнях:

1)                Группы общего развития. Количество детей - до 11. Цели: развитие логики, пространственного мышления и воображения, креативности как компонент общего развития. Занятия проводятся раз в неделю для 1-2 классов.

2)                Группы повышенного уровня. Количество обучающихся - максимум 5 человек. Цели: освоение моделирования и конструирования по заданным параметрам. Первичная подготовка к приобретению компетенций WorldSkills и SoftSkills. Обучающиеся в данной группе имеют высокий потенциал для овладения в будущем инженерными компетенциями. Данная группа занимается не менее 2 раз в неделю по 1,5 часа.

Итак, играя, обучающиеся получают развитие множества функций, в том числе, таких когнитивных способностей, как трёхмерное и комбинаторное мышление, мышление оперативное и логическое, происходит улучшение памяти и концентрации.

Таким образом, Cuboro стал эффективным ресурсом для осуществления пропедевтики инженерного образования в общеобразовательной школе, который, благодаря своим, практически бесконечным, возможностям для комбинирования, позволяет решать неограниченное количество задач разной степени сложности не только во внеурочном курсе, но и в учебном процессе в ходе различных урочных занятий.

Источники:

Романова Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов, муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 82»; г. Новосибирск

Вернуться

Не знаете, какой набор кубиков Куборо выбрать – оставляйте заявку на сайте

За советы денег не берем – наши специалисты бесплатно проконсультируют и ответят на все интересующие вопросы

Статьи